Применяются сваи из различного материала - деревянные, железобетонные, бетонные (набивные), металлические и комбинированные.
Погружают сваи в грунт забивкой, вибрацией и завинчиванием. Для ускорения и облегчения погружения свай в грунт одновременно с забивкой производят подмыв сваи струей воды. Наиболее применяемом способом является забивка свай, весьма перспективным - вибрационный способ, а завинчивание применяется нечасто.
Забивка свай производится при помощи сваебойной установки, состоящей из свайного копра, молота, силового оборудования (для снабжения установки сжатым воздухом или паром ) и лебедок.
Ударной частью свайного молота наносится ряд чередующихся ударов по головке (верхнему концу) сваи. Копер предназначен для поддержания и установки сваи во время ее забивке, для подвешивания и направления свайного молота ; наиболее мобильными и производительными являются передвижные копры. В качестве копров используются и экскаваторы-краны.
Свайные молоты по типу привода разделяются на три группы:
1) механические молоты, приводимые в действие при помощи лебедки и троса. Эти молоты применяются в основном при изготовлении набивных бетонных свай;
2) паровоздушные молоты, приводимые в действие силой сжатого воздуха или пара;
3) молоты внутреннего сгорания, работающие по принципу дизелей (дизель-молоты).
Рабочий цикл молота состоит из периода холостого хода, во время которого происходит подъем ударной части, и периода рабочего хода, на протяжении которого ударная часть движется ускоренно в обратном направлении до момента удара по головке сваи.
По характеру работы ударной части молоты бывают одинарного и двойного действия.
В молотах одинарного действия двигательная энергия затрачивается только на совершение холостого хода, а рабочий ход совершается под действием собственного веса ударной части. К таким молотам относятся механические, паровоздушные одинарного действия и дизель-молоты.
В молотах двойного действия, к которым относятся паровоздушные молоты двойного действия, пар или воздух действуют не только при холостом ходе - подъеме, но и при рабочем ходе - падении, сообщая ударной части дополнительное ускорение и этим увеличивая энергию удара.
Паровоздушные молоты двойного действия и дизель-молоты действуют автоматически.